Методы обученияВ МВШМ используются различные технологии и методы обучения. Основными методиками, закрепленными в ООП, являются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемно-ориентированный, частично-поисковый, исследовательский. На младших курсах (доклинический этап) используются информационные и операционные модели, при изучении общеклинических дисциплин – операционные и личностно-ориентированные модели, а при изучении профильных медицинских дисциплин – личностно-ориентированные модели обучения.
В рабочих программах дисциплин отражены как классические пассивные, так и современные активные и интерактивные методы обучения. Ключевой тенденцией развития ООП в плане используемых методов преподавания и обучения является постепенное снижение удельного веса пассивных методов обучения и увеличение удельного веса активных и интерактивных методов обучения.
В основу используемых в ООП МВШМ методов преподавания и обучения положены современные принципы обучения: развивающее обучение; создание оптимальных условий для обучения; сознательное отношение; опережающее обучение и др. Четко прослеживается тенденция в сторону усиления использования активных и интерактивных инновационных методов, а также личностно-ориентированной модели обучения.
Отработка практических навыков проводится не только классическим методом у постели больного, но и с использованием симуляционного метода. С этой целью материально-техническая база ООП включает Центр практических навыков, позволяющий отрабатывать навыки по всем основным направлениям медицинской подготовки. Центр практических навыков является неотъемлемой частью эволюции каждого студента в клинициста. В этом центре студенты работают с преподавателями, чтобы изучать практические навыки оказания медицинской помощи и диагностики, работают со стандартизированными пациентами для развития навыков и оценки в рамках учебной программы медицинской школы. Наши преподаватели также используют самые современные образовательные технологии для поддержки активного обучения.
На всех этапах обучения широко используются активные формы обучения:
- проблемно-ориентированное обучение;
- учебные ролевые, имитационные и деловые игры;
- лабораторные практикумы (изучение препаратов, муляжей, приборов, макетов, выполнение лабораторных работ);
- решение клинических задач, выполнение мануальных действий на моделях или пациентах (пальпация, перкуссия, аускультация, остановка кровотечения, искусственное дыхание и т.п.);
- научно-исследовательская работа студентов;
- интерактивное обучение.
Принципы, на основании которых осуществляется подготовка выпускников:• взаимосвязь всех уровней профессионального образования – от среднего до высшего уровня;
• участие студента в формировании своей образовательной траектории обучения;
• развитие практико-ориентированного обучения на основе компетентностного подхода;
• использование кредитной системы и модульно-рейтинговой оценки достижений студентов в целях обеспечения академической мобильности;
• соответствие системы оценки и контроля достижения компетенций выпускника их будущей профессиональной деятельности;
• профессиональная и социальная активность выпускника;
• международное сотрудничество по подготовке специалистов различных направлений.
Основными принципами организации самостоятельной работы обучающихся являются:
• компетентностный подход (самостоятельная работа студентов направлена на развитие их профессиональных компетенций согласно ГОС ВПО);
• индивидуальный подход (учет индивидуальных личностных особенностей, обучающихся);
• выбор (студенты имеют право выбора заданий для выполнения);
• практическая ориентированность (задания для самостоятельной работы студентов носят не только теоретический, но и практический характер);
• интерактивная организация (использование в организации самостоятельной работы студентов активных и интерактивных методов обучения);
• информационная открытость;
• обратная связь.
Результаты освоения ООПРезультаты освоения ООП определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
Соответственно целям ООП выделены следующие результаты обучения (РО):Результат обучения 1: умение применить базовые знания в области фундаментальных, естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, владение общепрофессиональными компетенциями.
Результат обучения 2: умение применить базовые знания в области диагностической, лечебной, реабилитационной и научно-исследовательской деятельности.
Результат обучения 3: знать формы и методы санитарно-просветительской работы, умение применять социально- гигиенические, медико-статистические методики сбора и анализа информации; умение осуществлять профилактические и противоэпидемические мероприятия.
Результат обучения 4: умение применить современные информационные технологии в профессиональной деятельности. Результат обучения 5: умение применить базовые знания в области психолого-педагогической деятельности.
Результат обучения 6: умение применить коммуникативные навыки в профессиональной деятельности.
Результат обучения 7: умение применить базовые знания в области организационно-управленческой деятельности.
Результат обучения 8: умение применить базовые знания из области социально-гуманитарных, экономических дисциплин в своей профессиональной деятельности, владеть общекультурными компетенциями.
Результат обучения 9: умение осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм. За время существования МВШМ диплом по специальности получили более 2,5 тыс. выпускников. Окончившие обучение в МВШМ выпускники успешно сдают экзамены MCI и PMDC у себя на Родине и работают по специальности в Индии, Пакистане, Австралии, Великобритании, Саудовской Аравии. Также выпускники МВШМ обучаются в аспирантуре в Международном Университете Флорида, США, в Университете Гронинген, Нидерланды и других стран.
Компетенции выпускника ООП по специальности 560001 «Лечебное дело» Общенаучные компетенцииОНК-1: способен и готов анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать методы естественнонаучных, математических и гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности
ОНК-2: способен к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию.
ОНК-3: способен к анализу и готов к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям и формированию гражданской позиции
ОНК-4: способен анализировать экономические проблемы и общественные процессы, применять экономические методики в системе здравоохранения.
ОНК-5: способен и готов работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.
Социально-личностные компетенцииСЛК-1: способен реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, медицинскими сестрами и младшим персоналом, взрослым населением и детьми.
СЛК-2: способен осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией; нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
СЛК-3: способен и готов к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и образовательной деятельности, к сотрудничеству.
СЛК-4: способен осуществлять непрерывное профессиональное и личностное самообразование, что предполагает стремление к целенаправленной, активной и квалифицированной профессиональной деятельности.
Инструментальные компетенции
ИК-1: способен и готов к работе с компьютерной техникой и программным обеспечением системного и прикладного назначения для решения профессиональных задач
ИК-2: готов к использованию государственного и официального языка на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на английском языке.
ИК-3 – способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием качественных информационных, библиографических ресурсов, информационно-коммуникативных технологий и учетом основных требований информационной безопасности
Общепрофессиональные компетенцииОПК-1: способен использовать полученные фундаментальные знания в своей профессиональной деятельности, анализировать свои действия во избежание врачебных ошибок; готов брать на себя ответственность, в том числе дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную
ОПК–2: способен к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, интерпретации результатов осмотра, результатов лабораторно-инструментальных исследований, а также к соответствующему заполнению медицинской карты амбулаторного и стационарного больного
ОПК-3: способен проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди населения с учетом возрастно- половых групп.
ОПК-4: способен применять специализированное оборудование и медицинские изделия, осваивать новые современные технологии в осуществлении профессиональной деятельности.
ОПК-5: способен соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну
ОПК-6: способен применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, владеть техникой ухода за больными;
ОПК-7: способен проводить экспертизу трудоспособности и профилактику инвалидизации среди взрослого населения и детей.
Профессиональные компетенции
Профилактическая деятельность:- ПК-1: способен осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных и неинфекционных болезней.
- ПК-2: способен проводить образовательные, воспитательные и пропагандистские мероприятия среди населения, направленные на профилактику наиболее распространенных заболеваний, формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения.
- ПК-3: способен проводить отбор пациентов для обследования методами туберкулинодиагностики, флюорографии, микробиологической диагностики и оценивать полученные результаты с целью раннего выявления туберкулеза.
- ПК-4: способен и готов проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях, и иных чрезвычайных ситуациях.
- Диагностическая деятельность:
- ПК-5: способен анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических особенностей, основные методики клинико-лабораторного обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и детей для современной диагностики заболеваний и патологических процессов.
- ПК-6: способен к постановке диагноза на основании результатов биохимических и клинических исследований с учетом течения патологии на уровне органов, систем и организма в целом.
- ПК-7: способен использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом актуальных МКБ, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.
Лечебная деятельность:- ПК-8: способен выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и патологических состояниях у взрослого населения и детей, руководствуясь принципами доказательной медицины.
- ПК-9: способен к оказанию медицинской помощи при острых и обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи.
- ПК-10: способен оказывать первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояний, направлять на госпитализацию больных в экстренном и плановом порядке.
- ПК-11: способен участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, медицинской эвакуации. ПК-12: способен к ведению физиологической беременности, приему родов.
- ПК-13: способен участвовать в проведении судебно-медицинской экспертизы.
Реабилитационная деятельность:- ПК-14 – способен и готов применять реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди взрослого населения и детей при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма. ПК-15 – способен давать рекомендации по выбору режима, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении взрослого населения и детей.
Образовательная деятельность:- ПК-16: способен к обучению среднего и младшего медицинского персонала, и пациентов соблюдению правил поведения в медицинском коллективе и требований санитарно-гигиенического режима в лечебно-профилактических организациях.
- ПК-17: способен к обучению взрослого населения, детей соблюдению правил гигиены и формированию навыков здорового образа жизни.
- ПК-18: способен обучать пациентов и их родственников, проводить мониторинг ключевых аспектов заболевания и основных показателей состояния здоровья при нозологиях, требующих самоконтроля со стороны пациентов (сахарный диабет, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь и др.)
Организационно-управленческая деятельность:- ПК-19: способен применять современную информацию о показателях здоровья населения на уровне лечебно- профилактических учреждений.
- ПК-20: способен использовать нормативную документацию, принятую в системе здравоохранения страны.
- ПК-21: способен использовать знания структуры организаций здравоохранения, систему направления и перенаправления пациентов для организации качественной медицинской помощи.
- ПК-22: способен обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала лечебно- профилактических учреждений.
- ПК-23: способен проводить оценку качества оказания медицинской помощи с использованием современных методов медицинской статистики.
- ПК-24: способен принимать участие в организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации.
Научно-исследовательская деятельность:- ПК-25: способен изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, анализировать и публично представлять медицинскую информацию на основе доказательной медицины.
- ПК-26: способен к планированию и проведению научных исследований.
- ПК-27: способен участвовать во внедрении новых методик, направленных на охрану здоровья граждан.